Кризис 1 года жизни. Часть I

Кризис 1 годаНедавно нашей дочурке исполнился 1 год. И вот на днях нас накрыл кризис 1 года. Я до последнего надеялась, что эта проблема пройдет мимо чудесной послушной девочки Анютки, не может же милый славный человечек в одночасье превратиться в маленького монстра. Наивная я…

В поисках информации, что же случилось с моим ребенком, я прочитала: «В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: младенческий - с рождения до одного года, раннее детство - от года до трех, и дошкольное детство - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития,» - и решила выяснить, что за зверь такой, этот «кризис» и как с ним бороться.

Годовалый малыш часто неожиданно для родителей вдруг превращается из спокойного ласкового и покорного ангелочка в капризного, своевольного, неуправляемого деспота. Вместе с постоянным беспорядком в дом входит беспокойство за безопасность и даже за жизнь малыша, ведь нельзя же, в конце концов, спрятать все под замок. Бурную активность ребенка не так-то легко остановить. Он кричит и плачет, если у него что-то отбирают, упрямо рвется в закрытую комнату, а то и устраивает настоящие истерики, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Истерики

Причин у истерик может быть множество, но условно их можно поделить на 3 группы:

Первая - истерика протеста, реакция на отказ или запрет. Ребенок выражает свои эмоции единственным доступным ему способом - с помощью плача, который будет тем сильнее, чем активнее его протест. Задача родителей - посочувствовать переживаниям ребенка и постараться переключить его внимание на что-то интересное.

Вторая группа - истерики манипулятивные. Чаще всего их используют для привлечения внимания. Если малыш капризничает «просто так», при этом не очень громко, а скорее канючит - видимо, ему скучно. Поговорите с ним, описывая, что вы сейчас делаете, мимо чего проходите и т.д. Постарайтесь отвлечь его от истерики чем-нибудь интересным. Ни в коем случаене поддавайтесь на такие манипуляции, иначе впоследствие ребенок часто будет добиваться желаемого подобным способом.

Третья группа - истерики от усталости. Обычно они бывают незадолго до сончаса или в конце дня, когда ребенок переполнен впечатлениями. Он начинает капризничать, плач становится сильнее и сильнее, кажется, его невозможно успокоить. Вот это как раз совершенно не тот вариант, когда малыша можно оставить наедине со своим состоянием. Прежде всего, успокойтесь сами. Потом можно приступать к успокоению ребенка: отвести его в тихое место, дать попить, покачать на коленях, обнять, прижать к себе. В таких случаях желательно как можно скорее оказаться в знакомой уютной обстановке - дома, в спальне с приглушенным светом и тихой музыкой.

Страх одиночества

Годовалый ребенок особенно привязан к матери, отрыв от мамы в этом возрасте – тяжёлое переживание для него. Такая важная вещь, как посещение душа или туалета, становится почти неразрешимой проблемой! Стоит мне закрыть дверь, ребенок начинает горько рыдать под дверью. И это вовсе не из вредности, а от большой любви и страха, что мама пропадет. Что делать? Никакие кошки, мышки и игрушки не могут отвлечь мою дочь от закрытой двери, за которой спряталась мама. Приходится привлекать всех имеющихся в наличии родственников, чтобы помыться, а если родственников нет под рукой - то мы ходим в туалет вдвоем, и она играет рядом со мной своим собственным горшком.

Исследовательская деятельность

Ребенок все активнее познает мир. Раньше её передвижение было ограничено. С того времени, когда наша ягодка научилась ползать и ходить, её мир расширился и наполнился множеством интересных вещей. Она впервые начинает ощущать себя самостоятельным существом, отделившимся от взрослых, от которых полностью зависела ранее. Путешествуя по квартире, и изучая, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, малышка стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Она совсем не понимает причин этого, поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Дочка еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение, а новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Негативизм

Конечно же, она больше желает, чем может и умеет, но достижения на этом пути укрепляет её уверенность в своих силах. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении. Ребенок протестует против каких-либо ограничений. Она хочет сама решать, когда будет одеваться, есть или играть. В год человечек уже много понимает и может, но еще не умеет рассказать о своих желаниях и пытается их выразить всеми доступными средствами. Кризис 1 года расцветает во всей красе.

продолжение следует...

Запись опубликована в рубрике Межличностные отношения, Про детей с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *